О цифровой выставке ШОС, посвященной общему буддийскому наследию

09/12/2020
139

О цифровой выставке ШОС, посвященной общему  буддийскому наследию

         В настоящее время мировое сообщество столкнулось с серьезными испытаниями, связанными с внезапно нагрянувшей напастью под названием COVID-19. Все это еще больше актуализируют значимость единой человеческой цивилизации, самоидентификации народов и этносов мира и их ответственности за ее будущее, а также насущность народной дипломатии.

         На нынешнем этапе в государствах ШОС, наряду с проводимой важной и необходимой работой по сохранению исторического культурного наследия ведется активная деятельность по возрождению былых интенсивных культурных контактов между народами региона, по модели гуманитарных коммуникаций Великого Шелкового Пути, содействию популяризации традиций и обычаев народов, проживающих на пространстве ШОС.

         Одним из важных аспектов, объединяющих и связывающих страны Шанхайской организации сотрудничества друг с другом, являются история и наследие буддийской философии и искусства. Для укрепления взаимной связи между странами, первая в истории цифровая выставка ШОС, посвященная общему буддийскому наследию и приуроченная к встрече глав правительств ШОС, в соответствии с инициативой Республики Индия, стартовала в Нью-Дели 30 ноября 2020 года в Национальном музее Индии.

         На выставке представлены редкие буддийские сокровища из всех восьми стран, входящих в Организацию. Так, в проекте принимают участие Национальный музей в Нью-Дели (Индия), Индийский музей в Калькутте Академия Дуньхуана (Китай), Национальный музей Республики Казахстан, Национальный исторический музей Кыргызской Республики, Государственный музей Востока (Россия), Национальный музей Таджикистана, Национальный музей древностей Таджикистана, музеи Пакистана, Государственный музей истории Узбекистана.

         Индия на выставке представила скульптуру стоящего Будды.  В его образе присутствует ряд черт, которые, согласно письменным источникам, отличали Учителя от простых людей. К ним относятся выступ на темени (ушниша), знак на лбу между бровей (урна), нимб вокруг головы (мандорла). Будда облачен в монашеский плащ (сангхати), напоминающий римскую тогу. Его несохранившаяся правая рука, по всей видимости, была сложена в жесте защиты (абхая-мудра).

         Первоначально в буддизме основное внимание уделялось устным проповедям и текстам. Однако со временем, когда встал вопрос о расширении социальной базы учения, буддисты обратились к изобразительному искусству как к действенному средству пропаганды. Исследователи предполагают, что примерно на рубеже нашей эры начался процесс формирования иконографии Учителя в образе человека. Среди художественных центров, где он происходил, была Северо-Западная Индия, имевшая историко-культурное название Гандхара. В период правления династии Кушан она стала одним из очагов буддизма, в том числе и буддийского искусства. Особенностью иконографии Гандхары является сильное эллинистическое влияние.

         Академия Дуньхуана (Китай) представила «Сокровища пещер Дуньхуана», редкие произведения искусства из знаменитых пещер -буддийское искусство на китайском Шелковом пути. Согласно легенде, в 366 году буддийскому монаху Юэ Цзунь явилось видение тысячи будд на горе возле города Дуньхуана на северо-западе Китая. Чтобы сделать видение реальностью, он начал рыть пещеры в этой горе. Неизвестно, был ли этот Юэ Цзунь исторической личностью, но буддийские монахи действительно в IV веке приступили к сооружению пещерных храмов в Дуньхуане.

Пещера 275 Дуньхуан

Dunhuang Academy

         К примеру Государственный музей Востока (Россия) продемонстрировал на онлайн-выставке буддийское искусство Бурятии. Распространение тибетского буддизма (школа гелуг) среди бурят началось в XVII в. с селенгинских бурятских родов, кочевавших на территории нынешнего Забайкалья. Буддийское бурятское искусство достигло здесь своего расцвета в XIX в. Именно в этот регион в период с 1978 по 1991 гг. направлялись ежегодные закупочные экспедиции Государственного музея Востока, благодаря которым была сформирована основа бурятской коллекции.

         На настоящей выставке представлены алтарные украшения, ритуальные сосуды, скульптура, изображения животных, молитвенные барабаны, амулетницы и т.д. Экспозицию дополняют фотографии буддийских святынь, храмов и монастырей, сделанные сотрудниками Музея Востока в Бурятии в августе 2020 года.

         Таджикистан на выставке представил Национальный музей древностей Таджикистана при Институте истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша. Главной достопримечательностью зала «Таджикистан» является «Будда в нирване» из Аджина-Тепа — вылепленная из глины 1600 лет назад 13-метровая статуя лежащего Будды (так называемый «Будда в нирване»). Это самая крупная в мире глиняная статуя божества.

         Восстановление гигантской статуи длилось два года (2000-2001. Теперь осмотр «Будды в нирване» входит в программу визитов всех глав государств и правительств, глав авторитетных международных организаций, ученых и деятелей культуры, посещающих Таджикистан. Загадочная улыбка Будды манит к себе посетителей разных религий и разных возрастов.

         Государственный музей истории при Академии наук Республики Узбекистан представил на выставке экспонаты, найденные при раскопках знаменитых археологических памятников на территории страны. Среди них фигуры Будды из мраморного известняка, найденных близ города Термеза. Примерный возраст фигур – около 2000 лет.

     

         Таким образом, данная выставка дала возможность для активизации и координации культурно-гуманитарных связей с использованием цифровых технологий, что в свою очередь, возвысит многочисленные голоса в защиту значимости культурного разнообразия во имя диалога и развития в регионе ШОС. Это говорит о последовательной и целенаправленной реализации одной из главных миссий в деятельности ШОС — укрепление взаимопонимания между народами, познание и сближение их культур и цивилизаций.

Пулат Сайдакбаров

Начальник отдела туризма и СМИ

Центра народной дипломатии

ШОС в Узбекистане