Социально-общественная роль блогеров в Узбекистане

20/11/2020
19

Социально-общественная роль блогеров в Узбекистане

К Международному дню информации

Интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью жизни каждого человека, оказывая существенное влияние не только на людей, но и на общественный уклад в целом. Все большую популярность приобретают блогеры — люди, ведущие онлайн-дневники, за которыми следят тысячи подписчиков.
Роль блогеров в современном Узбекистане занимает активное место в средствах массовой информации. Социальные сети как современные платформы для коммуникаций в Узбекистане становятся площадкой для открытого диалога власти и народа, обсуждения актуальных вопросов.
Блогеры всегда находятся в гуще событий. Любой человек, который оказался в какой-то интересной или тревожной ситуации либо наблюдает ее со стороны, может сразу опубликовать фото, видео, свой текст. Тут же, в Сети, есть возможность комментировать, распространять информацию. Блогер, в отличие от журналиста, не связан форматом сообщения, языком и действует порой оперативнее.
Все чаще информационными поводами СМИ становятся записи в блогах и социальных сетях, фото и видео, размещенные в Интернете. Во многом, благодаря активной гражданской позиции блогеров, отдельных общественных деятелей, пользователей социальных сетей удалось найти взаимоприемлемые решения по ряду резонансных ситуаций.
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, каждый, в том числе СМИ и блогеры, имеет право искать, получать и распространять любую информацию за исключением направленной против существующего конституционногостроя и других ограничений, предусмотренных законом. То есть, можно распространять любую информацию, кроме ограниченной
к распространению.
С учетом показателей активности журналистов, лидеров мнений и общественных деятелей в мессенджере Telegram сформирован Топ-30 инфлюенсеров и блогеров Узбекистана. Некоторые из них по количеству подписчиков и дневному охвату могут конкурировать и с рядом крупных изданий. Так, на канал Xushnudbek.uz (https://t.me/xushnudbek) подписано более 320 тысяч человек, ежедневно его посты читают свыше 1,7 млн человек. В пятерке лидеров по количеству подписчиков — Troll.uz (https://t.me/trolluz), Davletovuz (https://t.me/davletovuz), Rais Buva (https://t.me/raisbuva) и Даврон Файзиев (https://t.me/Davron_Fayziev).
В тоже время по показателю дневного охвата расстановка сил немного другая: Xushnudbek.uz (https://t.me/xushnudbek) (1,7 млн), Даврон Файзиев (https://t.me/Davron_Fayziev) (446,7 тысячи), Xayrulla Hamidov (https://t.me/xayrulla_hamidov) (340,8 тысячи), Troll.uz (https://t.me/trolluz) (320,9 тысячи), Davletovuz (https://t.me/davletovuz) (278,7 тысячи).
Примечательно, что среди представленных блогеров не многие имеют определенную специализацию. В числе исключений — «Асанов формати» (https://t.me/AsanovEldar). Этот канал ведет языковед Эльдар Асанов, который обычно делится с читателями аналитическими постами о языке, истории и антропологии, публикует рецензии на книги и фильмы. Еще один из примеров — канал «Iqtisodchi kundaligi» (https://t.me/iqtisodchi_kundaligi), автор которого — экономист, докторант бизнес-школы Университета Висконсина в Мэдисоне (США) Бехзод Хошимов старается на доступном языке рассказать об экономических теориях, разных исследованиях в этом направлении. Даврон Файзиев (https://t.me/Davron_Fayziev) и Хайрулла Хамидов (https://t.me/xayrulla_hamidov) — футбольные обозреватели.
С 2016 года журналистика и блогинг в Узбекистане развивались стремительно. Однако, даже превратившись в мощное движение, у представителей медиасообщества не было площадки, где они могли бы обсуждать свои проблемы и вырабатывать единую стратегию по их решению, а также защитить их права, представлять интересы в диалоге с государством, профессионально участвовать в разработке и совершенствовании законодательства. Именно тогда пришло осознание необходимости создать общественную организацию, которая была призвана объединить и защитить журналистов и блогеров. Такой организацией стал Общественный фонд поддержки и развития национальных массмедиа Узбекистана, главной целью которого явилось содействие созданию равных условий для средств массовой информации на медиарынке, их дальнейшему развитию, а также реализации прав журналистов и блогеров.
По словам популярного в Узбекистане блогера Хушнудбека Худойбердиева, на материалы блогеров в Сети начали обращать внимание как аудитория, так и власти. Два-три года назад публикации в Facebook и Telegram понемногу стали обретать силу, превращаясь в первоисточники новостей и для поводов для расследований и запросов к парламентариям и чиновникам.
Весной этого года администраторы Telegram-канала «Потребитель.уз» провели опрос, чтобы выяснить, где узбекистанцы чаще читают новости. Оказалось, что большинство респондентов получают информацию о повестке дня из социальных сетей. На второй позиции – Telegram-каналы, которые ненамного опередили интернет-СМИ. На последующих позициях телевидение и печатные газеты и радио.
По словам еще одного ташкентского блогера Кирилла Альтмана, блогеры, журналисты и многие другие работники СМИ стали действующей силой в современном Узбекистане. Власти, если и не всегда к ним прислушиваются в плане действий, но, всегда мониторят и анализируют их деятельность. Что само по себе является высокой оценкой работы блогеров.
Во многих странах мира блогер – это уже профессия, то есть род деятельности, который приносит доход. Доходы некоторых владельцев аккаунтов в Instagram и YouTube исчисляются цифрами с шестью нулями, причем в долларах или евро. Например, по данным Forbes, в 2019 году лидер по заработкам в YouTube американец Райан Каджи, которому не исполнилось и десяти лет, пополнил свой счет на $26 млн. Рейтинг узбекских же блогеров никто не составлял, но известно, что рекламодатели активно используют популярные площадки. По иформации fergana.agency, в прошлом году Х. Худойбердиев объявил, что все деньги, полученные от рекламы на своем Telegram-канале, направит на оплату контрактов студентов из малоимущих семей. В итоге блогер оказал помощь более 60 учащимся. Вряд ли в Узнете доходы сопоставимы с мировыми или даже российскими, но акция Хушнудбека доказывает, что заработать в Сети реально.
Опираясь на мнение экспертов, можно с уверенностью сказать, что ситуация с творчеством блогеров в Узбекистане с каждым годом улучшается. Есть люди, желающие творить, и таких людей со временем будет становиться все больше. А чем больше создателей, тем большей популярностью будет пользоваться и сама сфера видеоблогов. Потенциал к развитию есть, и в определенный момент — через год, два, или пять — обязательно появится нечто, что выведет видеоблогинг Узбекистана на качественно новый уровень.

Селфи блогеров с

Пулат Сайдакбаров
Начальник отдела
Центра народной дипломатии ШОС в Узбекистане